Сведения о колледже
Поступающим
Сведения об образовательной организации
Образование
Первичная аккредитация выпускников
Этнографический диктант 2018
Руководство. Педагогический состав
Воспитательная работа
Практическое обучение
Методическая служба колледжа
Психологическая служба колледжа
Психологическая служба ГБПОУ ДЗМ "МК №5"
Отделение дополнительного профессионального образования и дополнительного образования
Спортивная жизнь колледжа
Библиотека
Профориентационная работа
Наша жизнь
СМИ о нас
Контакты
Схема проезда
Обращения граждан
Поиск по сайту


Locations of visitors to this page
РАЗМЕР ШРИФТА:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КОЛЛЕДЖА

РАБОТА ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

За отчётный период в соответствии с утверждённым планом работы педагогами-психологами проведены мероприятия по всем направлениям деятельности. Наиболее важным разделом в работе педагога-психолога является адаптационная работа, которая проводится в двух направлениях:

- адаптация к новому учебному заведению (академическая и социально-психологическая)

- адаптация к профессии.

Адаптация к учебному заведению начинается еще на стадии поступления в колледж. Все поступающие проходят вступительные испытания психологической направленности  с целью определения профессиональной мотивации и выяснения мотивации выбора профессии медицинского работника. В дальнейшем проводится анализ и обобщение полученных данных, что дает представление о направленности студентов первого курса и возможность дать рекомендации кураторам групп и преподавателям. С целью диагностики первичной адаптации в колледже проведены разнообразные диагностические мероприятия. Педагог-психолог Конышева М.Е. провела в ОП №1 анкетирование в группах нового набора: «Мой первый месяц в колледже». Проводилось ознакомительное анкетирование  обучающихся групп нового набора и их родителей на родительских собраниях педагогом-психологом Рамирес Обрегон Е.В.  В колледже и названных обособленных подразделениях после обработки  диагностических материалов  классные руководители  были ознакомлены с результатами проведенного тестирования и анкетирования. Даны рекомендации по решению проблем адаптации у обучающихся. В ОП №1 по результатам адаптационной диагностики в ходе тестирования было выявлено 4 человека, которые в течение 2-х недель не адаптировались к новым условиям обучения. 3 студента продолжают обучение, 1 – вернулся в школу. Педагогом-психологом ОП №3 Рамирес Обрегон Е.В. с  целью изучения адаптации и отношения студентов первого курса к учебному процессу в ноябре 2016 г. также проводилось анкетирование, для выявления трудностей, возникающих у первокурсников в процессе взаимодействия с преподавателями и в восприятии излагаемого ими материала. По материалам исследования были проведены беседы с преподавателями с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития обучающихся. Проводились индивидуальные беседы с родителями с целью информирования их о возможных трудностях в процессе адаптации обучающихся и способах помощи в их преодолении. В колледже педагогом-психологом Манакиной Е.М. и Рамирес Обрегон Е.В. (ОП №3) в сентябре 2016 г. проводились выступления на родительских собраниях на первом курсе «О порядке работы психологической службы» с целью повышения эффективности адаптации студентов к процессу обучения. Отдельное внимание уделялось проблеме социально-психологической адаптации учащихся к новому коллективу. Резкая смена критериев оценки, потеря привычного статуса, сдвиги в области самооценки могут вести к развитию социально-психологической дезадаптации. С целью предотвращения этого процесса Манакиной Е.М. и Рамирес Обрегон Е.В. проводились индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями. По материалам исследования были проведены беседы с преподавателями с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития обучающихся. Проводились индивидуальные беседы с родителями с целью информирования их о возможных трудностях в процессе адаптации студентов и способах помощи в их преодолении. В помощь родителям первокурсников в ОП №3 оформлен стенд «Родительский уголок». В ОП №3 с целью психопрофилактики аддиктивного поведения, развития толерантности, формирования гражданской позиции и здорового образа жизни педагогом-психологом Рамирес Обрегон Е.В. было проведено открытое мероприятие «Психолого-просветительская конференцию к Всемирному дню спонтанного проявления доброты «Граница между светом и тьмой» 17 февраля 2017 г. На конференцию были приглашены педагоги-психологи и студенты всех обособленных подразделений МК №5, а также представители МК №2. А 01.03.2017 прошло выездное выступление на территории основного здания МК №5. В помощь классным руководителям педагогами-психологами были проведены тестирование обучающихся групп нового набора по методикам: «Определение склонности к аддиктивному (отклоняющемуся) поведению» по А.Н.Орелу, направленное на выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков, опроснику Г.Айзенка «Характерологические особенности личности»;  «Опросник Басса-Дарки» на определение мотивационного компонента личности; методика Будасси «Определение особенностей характера», направленная на определение уровня самооценки и выявление положительных и отрицательных качеств личности; индекса толерантности. Полученные результаты были доведены до классных руководителей. Они позволили «вычислить» «лидеров» и «отверженных» в группе, а также спланировать работу по внесению коррекции во взаимоотношения в диадах: «студент-преподаватель» и «студент-группа». Конышева М.Е. в ОП №1 помимо предоставления необходимой информации классным руководителям, оказала помощь в заполнении психологической странички в «Журнале классного руководителя». В перечне проведённых адаптационных мероприятий и, так называемых, интенсивов - психологические акции к календарным датам, посвящённым Всемирным Дням здоровья, благодарности, добра, психического здоровья, борьбы с курением, предотвращения терроризма и др. Отрадно, что все проведённые мероприятия по завершению анализировались, наиболее интересные работы размещаются на сайте колледжа. В адаптации к новому учебному заведению и к новым академическим требованиям педагогу-психологу Манакиной Е.М. помогало участие членов Студенческого совета. Старшекурсники провели мини-занятия по правильному ношению медицинской формы, научили первокурсников аккуратному уходу за специальной одеждой, познакомили будущих коллег с правилами внутреннего распорядка, работой колледжа и всех его структурных подразделений. Для исследования качества образовательного процесса и для совершенствования образовательного процесса в области повышения его эффективности в ОП  №1 проводилось анкетирование: «Осознание профессии: оценка качества образования» и с целью определения качества педагогической деятельности преподавателя «Преподаватель глазами студентов». В анкетировании принимали участие все обучающиеся по всем реализуемым специальностям. По результатам исследований и анализа педагогом-психологом Конышевой М.Е. были даны рекомендации к организации мотивационной и профориентационной психолого-педагогической работы колледжа. Для диагностики психологического климата в педагогическом коллективе были проведены анкетирования: «Психологический климат в трудовом коллективе» (декабрь 2016 г.), «Уровень сплоченности трудового коллектива» (март 2017г.). Полученные результаты обработаны, проанализированы и доведены до членов педагогического коллектива колледжа на педагогических советах.

Подводя итог проведённой работы психологической службы по профессиональной адаптации, следует отметить, что было организовано и проведено несколько мероприятий (в колледже) в виде встреч первокурсников и обучающихся старших курсов с работающими в городском здравоохранении выпускников (проведено 9 встреч с выпускниками), экскурсий в различные клинические отделения московских стационаров и музеи при больницах города. Педагогами-психологами Конышевой М.Е., Манакиной Е.М., Рамирес ОБрегон Е.В. осуществлён подбор и организован просмотр обучающимися видеоматериалов профессиональной направленности. Совместно с представителями ЛПУ проведено ознакомление с документальным и иллюстративным материалами будущих медработников среднего звена. Результативно проводится диагностическая работа на младших и старших курсах. Полученные результаты позволяют студентам-выпускникам осуществить предварительный выбор места дальнейшего трудоустройства. А студентом младших курсов – выявить особенности своей познавательной сферы и проводить коррекцию сложных или неудовлетворительных результатов. Повышение уровня профессиональной мотивации и подготовки будущих фельдшеров было отмечено председателем ГЭК С.А. Зубовым, который положительно оценил проведение цикла мероприятий по профессиональной адаптации будущих фельдшеров. По предварительным планам намечена профессионально-адаптационная работа с подстанциями СС и НМП им. А.С. Пучкова и с будущими медицинскими сестрами. Для проведения «Круглого стола» и «Ярмарки вакансий» по вопросам трудоустройства будущих выпускников в ОП №1 было проведено анкетирование по опроснику «Выпускник – 2017» и социологическое исследование по определению профессиональных намерений молодых специалистов, рекомендованное заведующим производственной практикой ГБПОУ ДЗМ «МК №5». С целью адаптации к профессии к «Международному дню медсестры» среди студентов первого-второго курсов педагогом-психологом Рамирес Обрегон Е.В. был проведен конкурс стенгазет «Я – медсестра», где студенты смогли изобразить собственное видение себя в профессии. С целью адаптации к профессии Рамирес Обрегон Е.В. в ОП №3 среди студентов третьего курса была проведена конференция к Всемирному дню психического здоровья «Первая психологическая помощь». Студенты третьего курса рассказали о некоторых типичных психологических ранах, и предложили средства первой психологической помощи для облегчения душевной боли и профилактики осложнений, которые должны составлять основу «психологических аптечек», которые можно использовать как для оказания психологической помощи пациентам, так и для самопомощи.

Психопрофилактическая работа рассматривается как специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья студентов и работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом здоровье обучающихся, их родителей, преподавателей и других участников образовательного процесса. Эта деятельность велась в следующих основных направлениях: консультационная работа, психопрофилактическая и развивающая работа, работа по формированию профессионально-важных качеств. Третий год педагог-психолог колледжа Манакина Е.М. расширяет практический опыт развития в обучающихся толерантности и эмпатии. Впервые проведена презентация большого проекта из цикла «Психологическая мастерская» по проблемам взаимодействия и профессионального общения с людьми, имеющими нарушение зрения и незрячими людьми «Этот удивительный мир незрячих». По результатам данного проекта были определены интересные статистические данные по ориентированности обучающихся колледжа в жизни людей с особенностями зрения. Традиционно Манакиной Е.М. проведена акция, посвящённая «Всемирному дню родного языка». В ходе которой будущие медицинские работники среднего звена получали информацию об особенностях общения с людьми различных национальностей, изучали особенности в традициях и религиозных принципах различных национальностей и народностей с целью предотвращения конфликтных ситуаций в профессиональном и межличностном общении. С целью развития толерантности в филиале 3 студентами были оформлены стенды: «Прекрасно там, где обитает милосердие» и «Добра и зла житейские приметы». Был организован просмотр кинофильма «Доктор Лиза. Очень хочется жить» с последующей рефлексией. В ОП №1 с целью разрешения конфликтной ситуации в 202л группе были проведены диагностические мероприятия с использованием нескольких методик. Обобщенные полученные результаты  были доведены до классного руководителя, даны рекомендации обучающимся и преподавателям. Со студентами группы на классном часу была проведена беседа на тему: «Пути разрешения конфликтной ситуации» и вручены памятки – руководство к действию «Жизнь без конфликтов». Полученные результаты обработаны, проанализированы.

Как всегда, в сфере профессионального внимания педагогов-психологов находятся студенты, которые входят в группу внимания социального педагога, проведенные с ними мероприятия, имеют отражение в их личных социальных паспортах. Студенты-сироты, обучающиеся из многодетных семей в колледже и обособленных подразделениях были вовлечены во все психологические мероприятия и внеурочные мероприятия. Со студентами, вызывающими особую обеспокоенность, проводилась индивидуальная работа. Они находятся под постоянным наблюдением и с ними проводятся регулярные беседы.

Впервые в истории образовательных учреждений Департамента здравоохранения города Москвы педагогом-психологом колледжа Манакиной Е.М. было инициировано участие колледжа в движении Абилимпикс. К этой работе были подключены ОП № 1 и 2 по компетенции «Медицинский и социальный уход» и «Стоматология ортопедическая». Педагог-психолог Конышева М.Е в мае 2017 года с коллегами из ОП №1 принимала участие в организации и проведении III Московского чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс – 2017» по компетенции «Медицинский и социальный уход». Подводя итог своей работы, Конышева М.Е. за отчётный период  помимо перечисленного назвала среди проведённых такие мероприятия: 23 ноября 2016 года открытое мероприятие психологической направленности «Давайте, дружить!». 22 февраля 2017 года проведено праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества. В марте осуществляла подготовку студентов для участия в VI Олимпиаде по психологии по теме: «История Психологии». В марте – апреле 2017 года принимала участие в организации и проведении ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди выпускников и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических организаций Северо-западного административного округа города Москвы.

За отчётный период педагогами-психологами  Конышевой М.Е., Манакиной Е.М., Рамиес Обрегон Е.В. консультативная работа велась в следующих направлениях: по вопросам обучения, развития, самооценки, взаимоотношений с преподавателями, родителями и сверстниками, психологической помощи и поддержки преподавателям и сотрудникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания. Проводились консультации с преподавателями по вопросам особенностей взаимодействия с отдельными обучающимися. Самыми частыми и сложными в индивидуальных консультациях у педагога-психолога, как всегда, были гендерные взаимоотношения среди подростков, конфликты с родителями, непонимание в диаде «преподаватель-студент», соматическое здоровье, вопросы верного выбора профессии. Проведено индивидуальных консультаций педагогом-психологом; Конышевой М.Е. ОП №1 – 138, Манакиной Е.М. – 115, Рамирес Обрегон Е.В. ОП № 3 – 119.

Формы мониторинга «групп риска» и социально неблагополучных обучающихся; анализ выявленных педагогических и социально-психологических проблем

Ежегодно в колледже проводится мониторинг «групп риска». В 2016/2017 учебном году в коллеже (педагог-психолог Манакина Е.М.), ОП №1 (педагог-психолог Конышева М.Е.) и ОП №3 (педагог-психолог Рамирес Обрегон Е.В.) насчитывалось 40 студентов, находящихся в «группе риска», из них 12 человек из числа обучающихся в основном здании, находящихся на постоянном контроле из-за низкой учебной и профессиональной мотивации. В ОП №1 «группа риска» в 2016-2017 году состояла из 15 человек. В ОП №3 в «группу риска» вошли 13 человек, имеющих проблемы с адаптацией и имеющие  повышенную эмоциональную лабильность. Среди методов работы по мониторированию ситуации со студентами, находящимися на психологическом контроле, наиболее результативными являются: наблюдения; индивидуальные беседы с диагностической направленностью; выработка тактики по улучшению сложившихся ситуаций; разработка тактики рационального поведения и повышению стрессовой устойчивости; групповое и индивидуальное анкетирование; проведение устных и письменных рефлексий; разработка, адаптация и проведение различных воспитательно-развивающих мероприятий. С данными студентами велась дополнительная диагностика с последующими обсуждениями и планированием стратегии профессионального обучения и личностного роста, предупреждению сложностей во взаимоотношениях со сверстниками и преподавателями. Наиболее продуктивными для всех обучающихся колледжа и обособленных подразделений и для студентов, входящих в «группу риска» являлись профессионально направленные мероприятия и тренинги «Кризис идентичности», круглые столы «Мои потенциалы», «Как добиться успеха». Названные мероприятия ежегодно  дополняются новыми тематиками и формами проведения. Так, например, в ОП №3 проводится тренинг «Моя работа над ошибками», в результате которого обучающиеся становятся более критичными по отношению к себе и позитивно активными. Положительный резонанс в колледже и обособленных подразделениях имеют такие внеурочные психологические мероприятия, как деловая игра «Сначала работаем на авторитет, а потом авторитет на нас», «Продуктивная тактика общения в диаде «преподаватель-студент». Результаты данных мероприятий обязательно обсуждаются с преподавателями колледжа и обособленных подразделений, классными руководителями групп всех курсов обучения. За отчётный период работа педагогов-психологов  в данном направлении оценивается удовлетворительно.